Индексация ОСАГО

02 декабря 2015
C 1 декабря повышаются цены на запчасти, нормочасы и материалы, которые используют страховщики для расчета стоимости ремонта в рамках

Ранее страховщики и независимые эксперты применяли различные механизмы расчета, что приводило к спорам в судах. Автовладельцы требовали компенсацию больше, чем предлагала страховая компания после проведения экспертизы. В этом случае сначала назначалась независимая экспертиза, затем, если дело доходило до суда, уже судебная экспертиза. Для сведения споров к минимуму РСА ввел справочники, они доступны на сайте союза.

Большая часть затрат на ремонт формируется за счет запчастей (на них приходится 50–60% расходов). Цены на комплектующие в ходе декабрьской актуализации вырастут на 5–7%. Средняя стоимость нормочаса также подорожает, но общей цифры нет, поскольку многое зависит от марки, поясняют в РСА. Для дорогих премиум брендов ремонтные работы подорожали на 1–3%, для недорогих и популярных автомобилей — на 10–13%. Пользоваться новыми ценами смогут автовладельцы, которые попадут в ДТП после 1 декабря: если авария произошла раньше, то компенсация считается по старым справочникам (актуализировались 1 мая).

Как рассказал “Ъ” исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев, для справочников (содержат около 40 млн позиций) используется несколько источников информации. Это данные крупных дилеров (Major, Rolf, «Автомир» и др.), интернет-магазинов (exist.ru и другие), оптовых магазинов. На одну распространенную запчасть может быть в итоге 20–25 вариантов цен, из них и высчитывается среднерыночная. Для актуализации используется список лишь из 7 тыс. самых ходовых позиций: бампер, лобовые стекла, крылья для самых распространенных моделей (Hyundai Solaris, Ford Focus и др.). В ходе текущей актуализации цен общая стоимость этих запчастей выросла со 125,3 млн руб. до 132,8 млн руб. (исследование рынка проводилось в июле—сентябре).

Введение методики и справочников в целом упростили жизнь страховщиков, считает начальник управления урегулирования убытков по автострахованию и страхованию автогражданской ответственности компании СОГАЗ Алексей Карпицкий. Споров о размере выплат стало меньше, отмечает глава дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха» Виталий Княгиничев. «Единая методика позволила стандартизировать подход определения размера расходов на восстановительный ремонт, сделав его прозрачным и понятным,— добавляет вице-президент “Ренессанс Страхования” Владимир Тарасов.— Повышаются доверие клиента к страховым компаниям и уверенность в качестве получаемых услуг».

Ремонт не закончен
Тем временем ни введение единых справочников, ни регулярная актуализация цен по ним не решают в полной мере проблем автовладельцев. Как говорит партнер компании «Мосавтоюрист» Алексей Ащаулов, остается нерешенным вопрос получения компенсаций владельцами гарантийных автомобилей. «Если произошло ДТП и водитель не виноват, ему выплачивают компенсацию по справочнику со среднерыночными ценами,— говорит он.— Если он пойдет с этими деньгами к официальному дилеру, то ему на ремонт точно не хватит, особенно если машина сильно повреждена. Причем речь идет как о цене на запчасти, так и ценах на нормочасы — они в любом случае у “официалов” будут выше, чем у РСА». Пойти в неофициальный автосервис пострадавший не может: тогда машину снимут с гарантийного обслуживания, отмечает Алексей Ащаулов. Впрочем, господин Уфимцев это проблемой не считает: по его мнению, к официальному дилеру редко обращаются даже владельцы гарантийных машин: «Слишком уж там высокие цены».

В свою очередь, владельцы подержанных авто оказались в более защищенной ситуации, говорит господин Ащаулов. После актуализации цен на справочники они, как правило, получают неплохую компенсацию: разница с рыночными ценами не превышает 10%. «Ее в результате не нужно оспаривать в суде,— говорит эксперт.— В прошлом же году, до актуализации, были очень серьезные расхождения в ценах».

Сравнения, проведенные “Ъ”, подтвердили: разница в цене порой существенна. К примеру, задние тормозные колодки на Audi A7 в справочнике стоили (в середине ноября) 2650 руб., а в exist.ru цены варьировались от 1400 до 9662 руб. Подрамник на Honda CR-V 2012 года — 68,3 тыс. руб. и 79,1 тыс. руб. соответственно, переднее крыло — 12,2 тыс. руб. и 11,6 тыс. руб. Господин Уфимцев поясняет: РСА использует для справочников все цены, включая стоимость неоригинальных комплектующих (без фирменного клейма автопроизводителя). «Разницы между ними по качеству нет, сами дилеры зачастую используют более дешевый “неоригинал”«,— уточняет он. В страховых компаниях так же не считают единые справочники идеальными. «Безусловно, доработка необходима, так как не все марки и модели представлены в справочнике»,— говорит Владимир Тарасов.

Еще один недостаток существующей системы, с точки зрения автомобилистов, заключается в том, что справочники актуализируются два раза в год, в то время как за рубежом аналогичные системы обновляются в режиме онлайн. «В результате сейчас справочник РСА выдает, как правило, самую низкую стоимость запчасти или даже ниже минимума»,— отмечает глава компании «Главстрахконтроль» Николай Тюрников. Полученные данные зачастую используются страховыми компаниями для того, что ввести автовладельца в заблуждение, добавляет господин Тюрников: клиенту показывают расчеты, сделанные якобы на базе справочника, он даже их не проверяет и берет деньги. «Мы пересчитывали на основе тех же справочников сумму полагающейся компенсации по-честному и сталкивались с ситуацией, когда в реальности страховщик пытался заплатить 25%»,— говорит Николай Тюрников.

При этом страховые компании считают, что обновлять справочники чаще, чем сейчас, не нужно. «Выбран, на наш взгляд, оптимальный временной диапазон»,— говорит Владимир Тарасов. «Особой доработки, на мой взгляд, справочники не требуют: они охватывают большинство марок и моделей, при этом актуализации справочников раз в полгода вполне достаточно»,— считает Владимир Карпицкий. «Цены в большинстве случаев вполне актуальны,— добавляет он.— Клиенты чаще довольны». Евгений Уфимцев подтверждает, что менять справочники чаще, чем дважды в год, можно только вместе с тарифами либо делать «тарифы свободными для страховщиков, как в сегменте каско». «Изменение тарифной политики должно быть жестко привязано к справочникам на запчасти, которые дорожают вместе с ростом курсов валют»,— говорит он.

Разбирательства продолжаются
В связи с вводом справочников на запчасти юристы уже вводят новые схемы защиты. «Независимые эксперты делают две калькуляции — по справочнику РСА и по среднерыночным ценам — в том случае, если разница в ценах превышает 10%,— говорит Алексей Ащаулов.— Таковы рекомендации Минюста, которыми сейчас руководствуется большинство экспертов». Дальше водитель идет с этим заключением в суд, который либо сразу принимает решение, либо назначает отдельную судебную экспертизу, которая, как правило, использует те же рекомендации Минюста. «Пока сложно сказать, чью сторону занимает суд в этом случае: практики еще слишком мало,— признается господин Ащаулов.— Мы сейчас пытаемся использовать этот же метод для защиты владельцев гарантийных автомобилей. Но в целом после введения методики судиться стало сложнее. Потому что у экспертов страховой компании появились более веские аргументы. В идеале должны быть приняты отдельные справочники для гарантийных и негарантийных машин, тогда споры сойдут на нет».

Эффект от применения справочников пока очевиден не для всех страховых компаний. «К сожалению, на сегодняшний день мы не видим падения уровня обращений по досудебному урегулированию,— отмечает Владимир Тарасов.— Это связано с тем, что информированность на рынке в части введения методики и правоприменительная позиция по данному вопросу не достигли нужного уровня». По его словам, когда клиент самостоятельно обращается к независимым экспертам, то они вообще не применяют методику со справочниками либо применяют ее некорректно.

Возможности судиться со страховщиками у автовладельцев ограничены, утверждает Николай Тюрников. В методике расчета компенсации ремонта сказано, что допускается расхождение в цене между справочником и калькуляцией независимой экспертизы в 10%. Есть постановление пленума Верховного суда по этому поводу: при меньшей, чем в 10%, разнице суд гарантированно откажет в удовлетворении иска. «Страховщики это знают, а значит, пострадавшему выплатят гарантированно меньше на 10%,— добавляет Николай Тюрников.— При небольших суммах ущерба это еще терпимо, но если речь идет об ущербе в 400 тыс. руб., то 40 тыс. руб.— немаленькая сумма. Любые расхождения в цене должны стать предметом судебного разбирательства».

В РСА смотрят на эту проблему с другой стороны. Дилеры и станции техобслуживания используют разные программы для того, чтобы просчитать стоимость ремонта, рассказал Евгений Уфимцев. Одна компания, к примеру, говорит, что на снятие бампера Toyota Corolla нужно три нормочаса, другая — два с половиной. «В итоге получается разная стоимость ремонта, возникают споры,— говорит он.— Этим уже пользуются автоюристы, предоставляя в суд более дорогую калькуляцию на основе наших же справочников. Кроме того, иногда в самом справочнике приходится вылавливать вручную какие-то ошибки в ценах, но с ростом практики и массива данных, думаю, их будет все меньше».