На первом месте – сохранение накопительного компонента пенсионной системы в обязательном формате

01 апреля 2016
30 марта 2016 года четыре частных пенсионных фонда объявили о создании Ассоциации НПФ. Глава АНПФ Сергей Беляков – о пенсионном рынке и задачах Ассоциации.

Мы создаем Ассоциацию НПФ для того, чтобы эффективно и достаточно жестко сформулировать позицию и повестку НПФ и продвигать ее. Если мы будем эффективны в создании правильной структуры пенсионной системы и условий для развития негосударственных пенсионных фондов, то это станет очень серьезным кирпичиком, который будет заложен в стену эффективной экономки России, основанной на привлечении капитала, на открытости и доверии.

Сейчас одна из основных задач, которая стоит перед Ассоциацией НПФ, - это стать экспертным центром, который будет помогать регулятору и правительству принимать правильные, взвешенные решения. Задача максимум – отстаивать ту повестку, которая для нас является критически важной, и убедить коллег в правительстве, что именно действия в рамках этой повестки наиболее эффективны с точки зрения рынка и рыночной экономики. Не менее важно быть участником процесса выработки таких решений и понимать, какие правила игры формируются.

Когда я работал в Минэкономразвития, мы испытывали очень серьезные проблемы в части позиции рынка относительно тех или иных наших действий. Было сложно защитить позицию министерства там, где не было экспертизы рынка, серьезной аналитики с оценкой рисков. Это ограничивало наши возможности. Поэтому мы не смогли в 2014 году удержать нашу позицию по отказу от моратория на передачу средств пенсионных накоплений в НПФ.

Сейчас происходит самая, наверное, опасная вещь, связанная с формированием пенсионной системы, а именно – убийство доверия граждан к пенсионной системе. В отсутствии ясного понимания и консенсуса в правительстве относительно структуры пенсионной системы принимаются очень серьезные, фундаментальные решения о том, использовать или нет накопительный элемент, продлевать или нет пенсионный возраст. Эти решения будут касаться не только и не столько деятельности фондов, сколько каждого из нас как гражданина, который когда-то выйдет на пенсию. Спросите любого – надеется ли он на государственную пенсию? Ответ будет однозначный – нет.

Мы общаемся со всеми коллегами из профильных министерств, в том числе из социального блока, с регулятором и ПФР без каких-либо конфликтов. Все они отвечают за то, чтобы пенсионная система как элемент государственной политики была эффективной и обеспечивала достижение достойного пенсионного обеспечения граждан России, позволяющего комфортно существовать на пенсии.

У коллег в правительстве разные точки зрения на то, что является приоритетом в этой деятельности – решение текущих задач или достижение стратегических целей. Мы, фонды, обладаем и статистикой, и экспертизой, и ресурсами для того, чтобы анализировать последствия и эффекты принятия тех или иных решений. Опыт наших НПФ и международная практика свидетельствуют о том, что нужно не затыкать дыры и решать текущие проблемы за счет будущих поколений, а развивать систему, которая позволяла бы эффективно использовать этот финансовый ресурс.

Конечно, все это – предмет дискуссии. Предварительные консультации с коллегами из профильных министерств показывают, что они к этой дискуссии готовы. Наша задача – показать все эффекты от принятия определенных решений, как со знаком плюс, так и со знаком минус, и понимать, какие решения находятся в повестке правительства.

Мы определили для себя цели, которые необходимо достичь. На первом месте – сохранение накопительного компонента пенсионной системы в обязательном формате. Сейчас идут активные дискуссии о судьбе накопительной системы, и мы планируем принимать в них участие в качестве профессионального участника рынка.

Не менее важные стратегические задачи, на которых мы концентрируемся, - это инвестиции НПФ в экономику. Пенсионные накопления граждан России – колоссальный инвестиционный ресурс. Потребность в доступе к этим финансам есть всегда, в каком бы состоянии экономика не находилась, даже в периоды роста. И тем более это актуально сейчас, когда доступ к внешнему финансированию серьезно ограничен, когда сократились внутренние инвестиции. Пенсионные накопления могут и должны эффективно использоваться в экономике.

Мы должны создать эффективные инструменты для их инвестирования и обеспечения доходности инвестиций. Мне кажется, что деятельность НПФ может быть полезна для государства в части эффективного использования этого ресурса.

Есть ряд мифов, которые прижились в обществе. Первое: НПФ – это нечто непонятное, непрозрачное, носящее явно спекулятивный характер в части управления пенсионными накоплениями граждан. Этот миф опасен – не столько для бизнеса фондов, сколько для граждан России. Так, пассивная позиция «молчунов» как раз и связана с этими мифами. Их развенчивание – важное направление деятельности Ассоциации. Мне, как главе АНПФ, неважно, в какой именно фонд пойдет гражданин. Главное – чтобы он доверял всей системе НПФ. Следствием такого дискредитации отрасли будет серьезный рост социальной нагрузки на государство и ограничение возможностей использования ресурса пенсионных накоплений в экономике страны. Нам надо будет приложить очень серьезные усилия, для того, чтобы работать и с гражданами, и с профессиональным сообществом и формировать положительный образ НПФ и всей пенсионной системы в целом. Здесь у нас много союзников и практически нет противников. Наша задача – сделать так, чтобы этот ресурс был приумножен, а не исчез.

Я думаю, что мы будем востребованы в пенсионной отрасли как ассоциация, объединяющая фонды, которые одинаково смотрят на ценности пенсионной системы и задачи НПФ на этом рынке. Мы будем интересны регулятору и федеральным органам власти, потому что обладаем аналитической экспертизой и открыты к сотрудничеству. Мы будем полезны гражданам: чем больше они будут доверять фондам и видеть их эффективность, тем с большей вероятностью смогут обеспечить себя достойной пенсией.

Источник: Лаборатория Пенсионной Реформы