НПФ выявляют двойных клиентов. Потери несут агенты
Таким образом НПФ пытаются решить две главные проблемы кампании 2015 года, которая стала рекордной по объему затрат на привлечение клиентов и числу дублирующихся, а значит, забракованных заявлений. Впрочем, свой гонорар агенты могут взыскать по суду, а их заявления о "монополистической коалиции" НПФ уже изучают в ФАС.
Об объединении клиентских баз НПФ "Европейский", "Доверие", "Наследие", "Промагрофонд", "ЛУКОЙЛ-Гарант", НПФ электроэнергетики, "Стальфонд", "Будущее", "Газфонд пенсионные накопления", "КИТ Финанс" и РГС агенты и брокеры сообщили на специализированных форумах. Как они пишут, исходно фонды планировали создать коалицию во втором полугодии, но "в связи с огромным количеством (случаев. — "Ъ") мошенничества со стороны агентов было принято решение считать дублями клиентов уже с 1 января". Соглашение касается значительного сегмента рынка — по оценке "Ъ", с учетом переходной кампании фонды управляют пенсионными накоплениями около 20 млн клиентов, что составляет не менее 65% общего числа клиентов НПФ.
Де-юре соглашения не существует, сами фонды отрицают факт такой договоренности. После запроса "Ъ" объявления брокеров об отсутствии оплаты за переходы из фондов-участников соглашения были удалены с форума агентов НПФ (копии сохранены. — "Ъ"). "Агенты НПФ РГС оформляют перевод пенсионных накоплений в фонд для всех желающих без исключений. Фонд полностью выполнил обязательства по оплате услуг агентов за период с января по март в соответствии с действующими договорными условиями", — заверили в пресс-службе НПФ РГС. Схожие ответы дают и другие НПФ. В пресс-службе пенсионной группы БИН (НПФ "Европейский" и "Доверие") уточнили, что "в первом квартале подводятся итоги за предыдущий год и идет взаиморасчет с агентами по итогам предыдущего года с учетом фактических результатов кампании".
Агенты подтверждают, что получили оплату по декабрь включительно. Однако по договорам этого года идут "сплошные дубли" (то есть по ним проходит клиент партнерского НПФ. — "Ъ"), "на этой неделе из 100 договоров забракованы 83", жалуется один из агентов.
У НПФ есть повод для оптимизации: кампания 2015 года по переводу пенсионных накоплений стала рекордной по затратам на одного привлеченного нового клиента. Была забракована почти половина заявлений о переходе, самая распространенная причина — два и более заявлений от одного лица. Исключение дублирования позволит фондам значительно сократить расходы на агентов, указывает президент Ханты-Мансийского НПФ Алексей Охлопков: "Это свидетельство более взвешенного подхода НПФ к расходам на привлечение. Практика, при которой агент ежегодно переводил клиентов из фонда в фонд, а потом еще и продавал базы, подходит к концу".
Попытки заключения подобных джентльменских соглашений на рынке управления пенсионными накоплениями предпринимались не единожды, уточняет директор НПФ "Национальный" Светлана Касина. Однако до последнего времени все они проваливались: раскрывать свои базы конкурентам никто из НПФ не хотел, и устные договоренности о непривлечении клиентов партнера-конкурента соблюдали не все. Судя по сообщениям агентов НПФ, полного слияния баз не произошло и на этот раз: дублирование переходов фонды-участники соглашения вычисляют по СНИЛС. Отменить переход клиента НПФ не могут, но не платят за него агентам. Светлана Касина отмечает, что такой подход позволяет решить несколько проблем: "Если в единой базе есть только СНИЛС, фонды не нарушают закон о персональных данных, при этом они могут не платить за дубли переходов и не конкурировать друг с другом". В результате агенты вынуждены переключаться на работу с "молчунами" (клиентами ПФР) или с клиентами других фондов, не попавших в объединенную базу.
Вместе с тем отказ от оплаты проделанной работы агенты могут оспорить в суде. "Насколько сильной будет их позиция, зависит от деталей договоров", — отмечает гендиректор НПФ Сбербанка Галина Морозова. Кроме того, несколько агентов уже направили в ФАС жалобы о "создании негласной монополистической коалиции НПФ". "Обращения подобного содержания поступали в ФАС, их рассмотрение еще не завершено, и решение не принято", — подтвердила начальник управления контроля финансовых рынков ФАС Лилия Беляева. Как отмечают в ведомстве, срок рассмотрения обращений составляет 30 дней. По словам партнера Lidings Андрея Зеленина, перспективы дела в ФАС во многом зависят от доказательств, которые смогут предоставить агенты НПФ: переписка по электронной почте, договоры и извещения от брокеров и фондов и т. д. Если действия участников рынка будут признаны сговором, отмечает юрист, штраф может быть существенным — 1-15% годового оборота.
Источник: Коммерсантъ