Пенсионные фонды придержали прибыль. Финансовые группы сэкономили на агентах

30 марта 2016
Показательно, что в числе лидеров и аутсайдеров привлечения клиентов оказались пенсионные фонды из одних и тех же финансовых групп. На фоне ужесточения борьбы НПФ за клиентов стоимость привлечения каждого из них выросла, и ряд игроков сосредоточится на одном направлении, заодно сэкономив на выплатах агентам.

Как "Ъ" сообщили в ПФР, наибольший рост клиентской базы по итогам переходной кампании 2015 года получил НПФ Сбербанка (1,115 млн клиентов) и два фонда группы БИН: "Европейский" (900 тыс.) и "Доверие" (600 тыс.). Они же стали лидерами по числу переходов из НПФ в НПФ — "Европейский" (570 тыс.), НПФ Сбербанка (439 тыс.) и "Доверие" (340 тыс.). Самое сильное уменьшение клиентской базы по итогам 2015 года было зафиксировано в Промагрофонде (215 тыс. клиентов), НПФ электроэнергетики (175 тыс.) и НПФ "Будущее" (170 тыс.). Показательно, что на Промагрофонд, "Электроэнергетики" и "Будущее" приходится минимальный приток клиентов из ПФР — всего 86,5 тыс. на троих. Максимальный отток клиентов в другие НПФ допустили Промагрофонд (345 тыс.), НПФ "КИТ Финанс" (322 тыс.), НПФ РГС (316 тыс.) и НПФ "ЛУКОЙЛ-Гарант" (310 тыс.). Однако три фонда из этой четверки компенсировали негативный результат в этом сегменте активной работой по привлечению клиентов из ПФР.

В общей сложности по итогам кампании были одобрены заявления на переход клиентов из ПФР (4,09 млн) и других НПФ (3,14 млн). Отметим, кампания по переводу пенсионных накоплений 2015 года стала рекордной по отчислениям НПФ агентам в расчете на одного реально привлеченного клиента. По оценкам участников рынка, на оплату услуг агентов по привлечению клиентов НПФ направили около 12 млрд руб. — почти половину доходов от управления средствами граждан в 2015 году (до 25, 8 млрд руб.).

В НПФ "Будущее" сообщили, что в рамках группы О1 активным привлечением клиентов занимался Стальфонд, с которым в настоящее время объединяется в один фонд. "Стратегией "Будущего" на 2015 год активные продажи услуг предусмотрены не были. Однако объединенный фонд за 2015 год привлек около 700 тыс. клиентов по обязательному пенсионному страхованию", — отметил гендиректор НПФ "Будущее" Николай Сидоров.

В НПФ электроэнергетики вчера сообщили, что в прошлом году стратегия фонда была в большей степени "ориентирована на усиление присутствия на рынке корпоративных пенсионных программ и развитии негосударственного пенсионного обеспечения". В Промагрофонде не стали комментировать итоги переходной кампании до рассмотрения ее результатов советом директоров. Впрочем, как отмечают частники рынка, Промагрофонд входит в одну группу вместе с НПФ "КИТ Финанс", а НПФ электроэнергетики — вместе с "ЛУКОЙЛ-Гарантом".

Инвестиционный доход НПФ стал серьезной величиной, сопоставимой с перечислениями средств пенсионных накоплений из ПФР в НПФ, в 2015 году — 172 млрд руб. и 259 млрд руб. соответственно. "В чем мой интерес, если мне завернули половину заявлений, а те клиенты, которые пришли, — были с небольшими суммами накоплений? И как объяснить акционерам такие затраты? А прибыль — весомый козырь в споре об эффективности", — поясняет руководитель фонда из топ-10. Директор НПФ "Национальный" Светлана Касина также отмечает, что на фоне роста числа забракованных заявлений о переводе накоплений ряд игроков отказались от активного привлечения. "Мы сконцентрировались на работе с существующими клиентами, и нам удалось сохранить 85% из них. Одновременно это позволило существенно сэкономить на агентах", — отметила госпожа Касина.

Однако когда в группе всего один фонд, то необязательно экономить на привлечении. По оценке гендиректора НПФ Сбербанка Галины Морозовой, решение об остановке привлечения новых клиентов НПФ в среднесрочной перспективе вряд ли можно назвать удачным: "Для нас привлечение новых клиентов — вопрос принципиальный".

Источник: Коммерсантъ